История празднования Нового года.
Новый год – первый день года,
один из главных праздников у многих
людей в нашей стране.
У нас этот праздник стойко
ассоциируется с 1 января, пушистой красавицей ёлкой, наряжённой разноцветными
игрушками, Дедом Морозом и его внучкой Снегурочкой. Сложно даже представить,
что когда-то Новый год праздновался совершенно по-иному, а большинство
новогодних атрибутов появилось гораздо позже. История нового года в России
очень интересна.
До 10 века Новый год на Руси
начинался в дни, близкие к весеннему равноденствию. В конце 10 века Древняя
Русь приняла христианство (988 — 989 гг.), византийское летоисчисление и
юлианский календарь. Год разделили на 12 месяцев и дали им названия, связанные
с явлениями природы. Началом нового летоисчисления, вплоть до конца 14
века, считали 1 марта.
В 14 веке рубеж между годами
перенесли на 1 сентября и так праздновали Новый год почти 200 лет. Этот
праздник совпадал с днём Симеона Летопроводца, или, проще говоря, Семёновым
днём, когда традиционно собирали оброк, вершили суд. После праздничной службы
проходили государственные награждения и раздача милостыни боярами, а потом
начинался пир. В царских палатах «столы ломились» — это не преувеличение, поражает
перечень блюд, которые должны были присутствовать на столе, а главное среди
них– жареный лебедь.
С приходом к царствованию Петра I история
нового года в России получила новый виток: царь выдал указ о ведении
летоисчисления от Рождества Христа. А Новый год предписывалось праздновать,
подобно другим христианским народам, 1 января, украшая дворы сосновыми ветками,
паля из оружия и зажигая костры из соломы или хвороста. Новшества царя были
сохранены и после его смерти, к ним добавились ещё балы-маскарады, главной
интригой которого было избежать узнавания до конца вечера.
С 1700 года по указу Петра I
Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём
по-прежнему по юлианскому календарю. Однако к 1700 году большинство государств
Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать
Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах.
В 1918 году Россия перешла на
григорианский календарь. Новогодний праздник, таким образом, совпал с рождественским постом. Это стало одной из
причин запрета на празднование, так как власть в те времена активно
боролась с религией. Самым
актуальным был лозунг «Нет церковным догмам!». В ходу были стихотворения, всячески порицающие глупый и никчемный праздник, который ничего,
кроме зла, в себе не несет. На протяжении 10 лет велась планомерная
агитация против Нового года, елки,
праздничных атрибутов.
К середине 30-х годов
правительство изменило свои взгляды на
главный атрибут Нового года – елку. Пушистая красавица была признана главной
фигурой не религиозного события, а
новогоднего праздника. Елка постепенно возвращала утраченные позиции. На
нее больше не смотрели, как на пережиток прошлого. Она вновь стала желанной и
любимой. Особенно радовались дети, которые были далеки от политики. В их жизнь
пришел Дед Мороз с полным мешком подарков!
В 1970-1980 годы Новый год стал родным и желанным советским
праздником с неизменным оливье на столе и «Голубым огоньком» по телевизору.
Кремлевские елки были привычным
событием, но все же достаточно значимым, торжественным и теплым.
В наши дни Новый год освободился
от всевозможных идейных наслоений и превратился в веселый и притягательный
праздник, полный надежд и веселья. Люди любят его за особую атмосферу, за
сложившиеся традиции, за возможность общения с родными и близкими, за свободу и
радость.
Е.Г. Шембелиди |