Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Каталог файлов
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО БИОЛОГИИ
| 19.01.2012, 19:13 |
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО БИОЛОГИИ
1. Биология как наука, се достижения, связи с другими науками. Методы изучения живых объектов. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека 2. Царство растений, его отличия от других царств живой природы. Объяс¬ните, какая группа растений занимает в настоящее время господствующее по¬ложение на Земле. Среди живых растений или гербарных экземпляров найдите представителей этой группы 3. Используя знания об обмене веществ и превращении энергии в организме человека, лайте научное объяснение влияний на обмен веществ гиподинамии, стрессов, вредных привычек, переедания 4. Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы 5. Экологические (биотические) факторы, их влияние на организм. Приведите примеры конкурентных отношений в природе и раскройте их значение. Как чело¬век использует знания о конкуренции в практической деятельности? 6. Объясните, почему поджелудочную железу относят к железам смешан¬ной секреции. Какие меры необходимо соблюдать, чтобы не заболеть сахарным диабетом? 7. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Сравнение клеток растений и грибов 8. Приспособление организмов к различным экологическим факторам. При¬ведите примеры паразитических отношений в природе и раскройте их значение. Среди гербарных экземпляров, коллекций и влажных препаратов найдите рас¬тения и животных, для которых характерен паразитический образ жизни 9. Используя знания о нормах питания и расходования энергии человеком (сочетание продуктов растительного и животного происхождения, нормы и режимы питания и др.), объясните, почему люди, употребляющие с пищей много углево¬дов, быстро прибавляют в весе 10. Клетка — единица строения и жизнедеятельности организма. Сравнение клеток растений и животных 11. Лишайники — симбиотическне организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотическнх отношений в природе и раскройте их значение 12. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конеч ные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом ра¬ционе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки 13. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции 14. Царство грибов, их характерные особенности, получение из них продуктов питания, лекарств. По каким признакам вы отличите съедобные грибы от ядови¬тых, используя коллекцию муляжей? Какую первую доврачебную помощь необ¬ходимо оказать при отравлении грибами? 15. Объясните, с какой целью у человека измеряют пульс. Что такое пульс? Где он определяется и что можно узнать по пульсу? Подсчитайте свой пульс. Опреде¬лите, имеются ли отклонения от нормы. Поясните ответ 16. Наследственность и изменчивость — свойства организмов, их значение в эволюции органического мира. Ген, генотип, фенотип 17. Классификация растений на примере покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства (Пасленовые, Розоцветные, Бобовые и др.), по каким признакам вы их узнаете 18. Раскройте особенности скелета человека в связи с прямохожденнем и трудо¬вой деятельностью. Назовите меры профилактики нарушения осанки, искривле¬ния позвоночника и возникновения плоскостопия 19. Особенности химического состава живых организмов. Органические вещес¬тва, их роль в организме 20. Приспособленность птиц к полету во внешнем и внутреннем строе¬нии, размножении. Объясните, в чем проявляется относительный характер приспособленности 21. Используя знания о строении и функциях скелета человека, раскройте осо¬бенности первой доврачебной помощи при переломе ребер, позвоночника, трав¬мах черепа 22. Вид, его признаки. Многообразие видов. Редкие и исчезающие виды расте¬ний и животных, меры их сохранения. Назовите известные вам редкие и исчеза¬ющие виды растений 23. Приспособленность рыб к жизни в воде во внешнем и внутреннем строении, размножение. Как человек использует знания о жизнедеятельности рыб для их искусственного разведения? 24. Используя знания о строении и функциях мышц человека, объясните, поче¬му тренировки повышают мышечную силу и выносливость, почему спортсменам запрещают принимать допинги? 25. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адапта¬ция к ней человека 26. Царство бактерий, особенности строения и жизнедеятельности. Бактери¬альные заболевания, их профилактика 27. Раскройте роль витаминов в организме человека, способы сохранения ви¬таминов в продуктах питания. Поясните, какие авитаминозы вам известны. С какой целью выпускают поливитаминные препараты? 28. Автотрофное питание. Фотосинтез, его значение 29. Характеристика царства животных. Роль животных в природе. Среди гото¬вых микропрепаратов простейших найдите эвглену зеленую. Объясните, почему эвглену зеленую ботаники относят к растениям, а зоологи к животным 30. Объясните биологическое значение безусловных и условных рефлексов. Со¬ставьте схему рефлекторной дуги (безусловного рефлекса) и объясните, из каких частей она состоит. Приведите примеры безусловных рефлексов человека 31. Биологическое значение размножения. Способы размножения, их использова¬ние в практике выращивания сельскохозяйственных животных, микроорганизмов 32. Позвоночные животные, их классификация. Усложнение млекопитающих в процессе эволюции. Определите место вида лисицы обыкновенной в системе животного мира (тип, класс, отряд, семейство, род) 33. Раскройте особенности газообмена в легких и тканях, взаимосвязь дыха¬тельной и кровеносной системы. В чем состоит доврачебная помощь при оста¬новке дыхания? 34. Агроэкосистемы, их отличия от природных экосистем. Последствия де¬ятельности человека в экосистемах. Сохранение экосистем 35. Покрытосеменные растения — господствующая группа растений на Земле. Классы покрытосеменных. Среди гербарных экземпляров или живых растений найдите покрытосеменные, принадлежащие разным классам. По каким призна¬кам вы их отличите? 36. Объясните роль системы органов дыхания в поддержании постоянства внутрен¬ней среды организма человека. Заболевания органов дыхания. Какие меры профи¬лактики позволят вам защитить себя от заболеваний гриппом, ОРЗ, туберкулезом? 37. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека (парниковый эф¬фект, вырубка лесов, кислотные дожди и другие загрязнении окружающей среды) 38. Усложнение растений в процессе эволюции, классификация покрытосемен¬ных. Определите место вида ландыша майского в системе эволюции раститель¬ного мира (отдел, класс, семейство, род) 39. Используя знания об иммунитете, объясните, с какой целью человеку де¬лают прививки и вводят сыворотки. Как можно повысить защитные свойства организма? Защитить себя от ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом? 40. Биосфера – глобальная экосистема, её границы. Живое вещество биосферы. Роль человека в сохранении биоразнообразия 41. Приёмы выращивания культурных растений, их наилучшее обоснование. Объясните почему минеральные удобрения необходимо вносить строго по норме и не хранить под открытым небом 42. Раскройте роль желез внутренней секреции в организме человека. К чему приводят нарушения в деятельности эндокринной системы (щитовидной железы и надпочечников)? 43. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме. Роль производи¬телей, потребителей и разрушителей органических веществ в природе 44. Многообразие пресмыкающихся, их приспособленность к наземному образу жизни. Объясните, почему они утратили свое господствующее положение на Земле. Назовите вымерших пресмыкающихся, обоснуйте причины их вымирания 45. Дайте научное обоснование факторов, сохраняющих и разрушающих здоро¬вье человека. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Объясните, почему в последнее время становится престижным вести здоровый образ жизни 46. Химический состав клетки. Роль воды и минеральных веществ в жизни клетки и организма 47. Животные — возбудители и переносчики заболеваний человека. Профилак¬тика заболеваний энцефалитом, малярией, дизентерией, чесоткой и др. 48. Используя знания о составе и группах крови, дайте научное обоснование значения переливания крови, ее свертывания. Почему при взятии проб крови на анализ следует пользоваться одноразовыми инструментами? 49. Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистемах 50. Роль животных в природе и жизни человека. Домашние животные. Охрана животных. Назовите редких и исчезающих животных 51. Раскройте роль сердца, кровеносных сосудов и кровообращения в организме человека. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Какие приемы пер¬вой помощи оказывают при кровотечениях? 52. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение 53. Разнообразие растений, их значение в поддержании устойчивости биосферы. Причины, способствующие сокращению видового разнообразия растений. Роль ботанических садов, национальных парков, заповедников и т.п. в сохранении биоразнообразия 54. Используя знания о строении и функциях пищеварительной системы, рас¬кройте роль ферментов в пищеварении, назовите профилактику пищевых отрав¬лений, кишечных инфекций. Объясните, почему в последнее время увеличилось число заболеваний гепатитом. Как защитить себя от этого опасного заболевания? 55. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с млекопитающими животными и отличия от них 56. Членистоногие, их классификация, многообразие, роль в природе. Объясните, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле. В коллекциях найдите насекомых , ведущих общественный образ жизни, раскройте их значение в природе и жизни человека 57. Зрительный анализатор, строение я значение. Нарушения зрения, профи¬лактика глазных болезней. Почему при работе на компьютере необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха? 58. Питание, его значение в жизни организма. Различия организмов по способу питания 59. Беспозвоночные животные, их многообразие, классификация, роль в приро¬де, значение в хозяйственной деятельности человека. Раскройте роль дождевых червей в образовании почвы и повышении ее плодородия 60. Слуховой анализатор, строение и значение. Нарушения слуха, профилакти¬ка болезней органа слуха. Объясните, почему в самолете при взлете и посадке у людей возникают болезненные ощущения в ушах и как этого избежать. 61. Разнообразие организации живых систем: клетка, вид, экосистема 62. Взаимосвязь строения и функций органов растений (на примере покрыто¬семенных). Докажите, что растение — целостный организм. Объясните, будет ли увеличиваться масса клубней картофеля, если все его листья объедены колорад¬скими жуками 63. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Какие причи¬ны, вызывающие заболевания мозга, вам известны? Как можно предупредить некоторые заболевания мозга? В чем заключается вредное воздействие наркоти¬ческих веществ и алкоголя на мозг? 64. Экология — наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Значе¬ние экологических знаний на современном этапе 65. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений (трутовик, головня, спо¬рынья и др.). В чем проявляется их вред для растений? Какие меры необходимо предпринимать для предупреждения грибковых заболеваний растений? 66. Используя знания о мочевыделительной системе, ее строении и функциях, раскройте меры предупреждения мочеполовых инфекций для сохранения здоро¬вья. Какое действие на почки оказывает употребление алкоголя и бесконтроль¬ное применение лекарственных препаратов? Ответ поясните 67. Обмен веществ и превращение энергии — главный признак живых организ¬мов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь 68. Многообразие животных — результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Почему одноклеточные организмы существуют в природе наряду с многоклеточными? Среди готовых микропрепаратов простейших найдите инфузорию-туфельку. По каким признакам вы ее определите? 69. Используя знания о строении и функциях клетки, дайте обоснование гиги¬енических требований, предъявляемых к одежде. Какова доврачебная помощь пострадавшим от теплового и солнечного удара, при обморожении? Почему очень вредно ходить в холодное время года без головного убора?
|
Категория: Мои файлы | Добавил: Sistem-admin
|
Просмотров: 823 | Загрузок: 0
| Комментарии: 1
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
Решаем проблемы
Решаем вместе Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
|